Неточные совпадения
Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась:
в назначенный день она должна была
не ужинать и удалиться
в свою комнату под предлогом головной боли. Девушка ее была
в заговоре; обе они должны были выйти
в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые
сани,
садиться в них и ехать за пять верст от Ненарадова
в село Жадрино, прямо
в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать.
Конечно, вольному воля: недавно еще один критик пытался доказать, что основная идея комедии «
Не в свои сани не садись» состоит
в том, что безнравственно купчихе лезти замуж за дворянина, а гораздо благонравнее выйти за ровню, по приказу родительскому.
Таков факт, составляющий сущность комедии «
Не в свои сани не садись».
Таким образом, мы можем повторить наше заключение: комедиею «
Не в свои сани не садись» Островский намеренно, или ненамеренно, или даже против воли показал нам, что пока существуют самодурные условия
в самой основе жизни, до тех пор самые добрые и благородные личности ничего хорошего
не в состоянии сделать, до тех пор благосостояние семейства и даже целого общества непрочно и ничем
не обеспечено даже от самых пустых случайностей.
Редко-редко увлечение идеей доводило Островского до натяжки
в представлении характеров или отдельных драматических положений, как, например,
в той сцене
в «
Не в свои сани не садись», где Бородкин объявляет желание взять за себя опозоренную дочь Русакова.
И действительно,
в комедиях «
Не в свои сани не садись», «Бедность
не порок» и «
Не так живи, как хочется» — существенно дурные стороны нашего старинного быта обставлены
в действии такими случайностями, которые как будто заставляют
не считать их дурными.
Разбирая «
Не в свои сани не садись», мы уже достаточно говорили о том, почему Авдотья Максимовна могла увлечься Вихоревым.
За «Бедную невесту», «
Не в свои сани не садись», «Бедность
не порок» и «
Не так живи, как хочется» Островскому приходилось со всех сторон выслушивать замечания, что он пожертвовал выполнением пьесы для
своей основной задачи, и за те же произведения привелось автору слышать советы вроде того, чтобы он
не довольствовался рабской подражательностью природе, а постарался расширить
свой умственный горизонт.
«
Не в свои сани не садись» вызвало самые разнообразные суждения об убеждениях Островского.
Чтобы видеть проявление безответной, забитой натуры
в разных положениях и обстоятельствах, мы проследим теперь последующие за «
Своими людьми» комедии Островского из купеческого быта, начавши с комедии «
Не в свои сани не садись».
Так вот каково положение и развитие двух главных лиц комедии «
Не в свои сани не садись».
Атаман, на которого все взоры устремлены, ходя около
саней своих и приближаясь к ним как будто для того, чтоб
садиться, и опять отходя,
не раз заставляет их ошибаться
в сигнале; наконец он действительно бросается
в санки, дает знак, пускает во всю прыть лошадь
свою, и за ним скачет все собравшееся войско.
— А ведь верно, что он
не в свои сани садится?
— Каковы идиоты?! Вдруг «
Не в свои сани не садись»! Это
в день коронации Александра III. Понимаешь, Александра Третьего!
А западники разве
не кричали: следует научать
в комедии, что суеверие вредно, а Островский колокольным звоном спасает от погибели одного из
своих героев; следует вразумлять всех, что истинное благо состоит
в образованности, а Островский
в своей комедии позорит образованного Вихорева перед неучем Бородкиным; ясно, что «
Не в свои сани не садись» и «
Не так живи, как хочется» — плохие пьесы.
Бывали с этим колоссом и такие случаи:
в семидесятых годах, во время самарского голода, был
в Москве,
в Немчиновке, поставлен спектакль
в пользу голодающих. Шло «
Не в свои сани не садись». Русакова играл Николай Христофорович, а остальных изображал цвет московских любителей:
В. А. Mорозова (Дуню), Н. Л. Очкина, С. А. Кунича, Дм. И. Попов и другие.
— Нет, извините, я завтра
не буду; я уж завтра того, коль теперь
не так… — Господин Бобыницын проворчал что-то еще сквозь зубы, шаркнул сапожищем,
сел в свои сани и уехал.
А я еще тогда самой-то говорила: «Эх, Максимовна,
не садись, мол,
не в свои сани: вспомянешь ты меня, да поздно будет».
Софья Львовна почувствовала во всем теле слабость и пала духом; то, что она заставила монашенку
сесть в сани и прокатиться на тройке,
в нетрезвой компании, казалось ей уже глупым, бестактным и похожим на кощунство; вместе с хмелем у нее прошло и желание обманывать себя, и для нее уже ясно было, что мужа
своего она
не любит и любить
не может, что все вздор и глупость.
Хрущов. За что? Дитя мое, за что вы меня оскорбили? Впрочем, я глупец. Так мне и нужно:
не в свои сани не садись! Прощайте! (Идет к двери.)
Я его видел тогда
в трех ролях: Загорецкого, Хлестакова и Вихорева («
Не в свои сани не садись»). Хлестаков выходил у него слишком «умно», как замечал кто-то
в «Москвитянине» того времени. Игра была бойкая, приятная, но без той особой ноты
в создании наивно-пустейшего хлыща, без которой Хлестаков
не будет понятен. И этот оттенок впоследствии (спустя с лишком двадцать лет) гораздо более удавался М.П.Садовскому, который долго оставался нашим лучшим Хлестаковым.
Островский только что входил во вкусы публики, да всего одна его комедия и давалась к 1853 году: „
Не в свои сани не садись“.
Когда было разрешено давать только третий акт «Горя от ума», ему поручили роль князя Тугоуховского,
в которой я его и увидал впервые, до представления «
Не в свои сани не садись».
И с Островским как писателем я как следует познакомился только тогда
в Большом театре, где видел
в первый раз «
Не в свои сани не садись».
В Нижнем мы добывали те книжки «Москвитянина», где появлялся «Банкрут»; кажется, и читали эту комедию, но она
в нас хорошенько
не вошла; мы знали только, что ею зачитывалась вся Москва (а потом и Петербург) и что ее
не позволили давать на сцене.
В первых
своих вещах он был более объективным художником, склоняясь и к народническим симпатиям ("
Не в свои сани не садись","Бедность
не порок"и
в особенности драма"
Не так живи, как хочется").
И вышло так, что заезжий гимназист, попав на Масленицу
в Москву, мог видеть Щепкина
в трех его «коронных» ролях — городничего, Кочкарева и Фамусова; Садовского
в Подколесине, Осипе и Большове («
Не в свои сани не садись»), Сергея Васильева, Шуйского, Степанова, Немчинова, Живокини, Васильеву, Косицкую, Сабурову, Акимову, Львову-Синецкую, Орлову.
Там я ставил впервые
в Дерпте комедию Островского"
Не в свои сани не садись", где играл Бородкина, и этот памятный тамошним старожилам спектакль начался комическими сценами из шекспировского"Сна
в летнюю ночь"
в немецком переводе Тика; а мендельсоновскую музыку исполнял за сценой
в четыре руки сам С.Ф. с одним из бывших"рутенистов", впоследствии известным
в Петербурге врачом, Тицнером.
И это было
в «
Не в свои сани не садись» больше, чем
в «Ревизоре» и
в «Горе от ума», где, например, Чацкий — Полтавцев казался мне совсем
не похожим на того героя, которого мы представляли себе.
«Чёрт возьми… — думал он,
садясь в свои сани. — Никогда
не следует брать с собой из дому много денег! Того и гляди, что нарвешься!»
Поступлю я на службу и все мне будет казаться, что я
не в свои сани сел.
Время с момента выхода его из гостиной княжны и до того момента, когда он очутился у себя, для него как бы
не существовало. Он совсем
не помнил, как оделся,
сел в сани и приказал ехать домой, даже как снял дома верхнее платье и прошел
в свой кабинет. Все это
в его памяти было подернуто густым непроницаемым туманом.
— А я был очень рад этому… Мне было бы очень неудобно сидеть
в первых рядах… Могло случиться, что мой директор сидел бы сзади меня. Нет, Дуня, лучше
не в свои сани не садиться! Когда ты поправишься, я охотно возьму вас обеих
в театр.
От Оршы побежали дальше по дороге
в Вильну, точно так же играя
в жмурки с преследующею армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и,
сев в сани, поскакал один, оставив
своих товарищей. Кто мог, — уехал тоже, кто
не мог, — сдался или умер.